Значение перевозки пчел к массивам цветущих растений
В связи с повышением культуры земледелия в некоторых зонах страны значительно сократилось количество дикорастущих медоносных растений. Во многих хозяйствах при стационарном размещении пасек нет возможности получать хорошие медосборы.
В то же время, организуя перевозку пчел к источникам взятка, пчеловод сможет повысить выход товарного меда. Часто перевозку пчел необходимо делать не один, а несколько раз за сезон: весной к массивам ивовых, акации и других дикорастущих медоносов, в сады, затем на разнотравье, к посевам донника или эспарцета, на липу, а также на гречиху или подсолнечник и т. д. Пчеловоды, применяющие кочевку пчел, ежегодно получают высокие, устойчивые медосборы.
Кочевка пчел выгодна и для растениеводческих хозяйств, так как урожайность энтомофильных (насекомо-опыляемых) сельскохозяйственных растений резко увеличивается при опылении их пчелами.
Перевозка пчел к массивам цветущих растений, особенно в весенний и осенний период, способствует наращиванию силы пчелиных семей. Для того чтобы собрать 1 килограмм меда, пчелы должны посетить до нескольких миллионов цветков. При хорошем взятке пчела приносит в своем зобике до 40-45 миллиграммов нектара, посещая для его сбора всего несколько цветков. Однако если медосбор слабый, то пчела принесет всего около 30 миллиграммов нектара, а часто и значительно меньше. Тем не менее для его сбора она посетит сотни цветков. Причем, чем дальше пчелам приходится летать за взятком, тем больше нектара они расходуют на перелет и тем меньше его будет принесено в улей. Установлено, что при полетах за взятком на расстояние в 1 километр пчелиная семья ежедневно расходует около 200 граммов меда.
Чем дальше пасека находится от источника медосбора, тем больше силы и энергии пчелы расходуют на перелеты и меньше могут сделать вылетов из улья. А это приводит к снижению товарности пасек. Пчеловод должен создать пчелам такие условия, которые обеспечивают нормальную их жизнедеятельность. Одно из условий заключается в приближении пасеки к источникам взятка.
Подготовка пчел к перевозке
Прежде чем приступить к перевозке пчел на опыление сельскохозяйственных культур или к массивам цветущих растений для получения меда, необходимо тщательно подготовить к этому все пчелиные семьи. Работа по подготовке пасеки к транспортировке заключается в удалении из улья полномедных, тяжеловесных медовых сотов и рамок с искусственной вощиной, скреплении рамок и создании в пчелином гнезде хорошей вентиляции.
С какой целью проводятся эти работы? Во время перевозки ульев в результате сильного беспокойства пчел в гнезде сильно повышается температура. Происходит размягчение сотов, что при содержании значительного количества меда может привести к их обрыву и гибели значительного числа пчел, а иногда и матки. Удаляют из гнезда также соты, содержащие большое количество напрыска. Взамен отобранных рамок гнездо заполняют пустыми коричневыми сотами, в которых выводился расплод, так как они более прочные.
Во время перевозки пчел в результате толчков и рывков рамки могут сдвинуться с места и раздавить матку и пчел. Чтобы этого не произошло, все рамки в улье, а также отдельные части улья тщательно скрепляют. Это трудоемкая и кропотливая работа. Поэтому лучше всего иметь в улье рамки с постоянными разделителями. Если таких разделителей нет, то пользуются специальными разделителями, имеющими вид деревянных брусков длиной 100, шириной и толщиной 12— 15 миллиметров. Верхнюю часть брусков насквозь пробивают гвоздем, который служит плечиком для подвешивания разделителей. В тех случаях, когда улей занят сотами не полностью, рамки сдвигают к одной из боковых стенок, затем помещают диафрагму и укрепляют ее наглухо гвоздями. Можно также поперек всех рамок укрепить планку, которая не даст возможности «подбросить» рамки вверх во время перевозки пчел по плохой дороге.
Хорошая вентиляция гнезда во время кочевки - обязательное условие сохранения пчелиных семей, потому поверх рамок устанавливают специальную рамку с мелкой сеткой или ставят на корпус улья пустую магазинную надставку, обтянутую сверху редкой мешковиной. Особенно следят за вентиляцией при перевозке сильных пчелиных семей. Нельзя устраивать вентиляцию гнезда только путем зарешечивания летков, так как в этом случае масса пчел скучится около, решетки и забьет ее. Доступ свежего воздуха в улей будет прекращен. При плохой вентиляции гнезда может произойти запаривание пчел и гибель всей семьи. При перевозке пчел удаляют из гнезда утепляющие подушки, скрепляют отдельные части улья (корпус, крышу, дно) ульевыми или ленточными скрепами, а при их недостатке — деревянными брусками, которые прибивают гвоздями.
Все части улья должны быть плотно пригнаны друг к другу, чтобы пчелы не могли вылезать через щели. Если перевозят ульи вместе с крышей, то вентиляционную раму или мешковину поверх рамок можно не класть. Однако крыша должна иметь вентиляционные прорези, зарешеченные металлической сеткой.
Прежде чем грузить пчелиные семьи на автомашину, во всех ульях закрывают летки. Перевозить пчел лучше всего ночью, приступая к этой работе вечером с прекращением лёта пчел. В отдельных случаях в прохладную погоду пчел можно транспортировать и днем, однако в этом случае рано утром до вылета пчел из гнезда необходимо в ульях закрыть летки.
При погрузке пчел на автомашину ульи лучше всего ставить летком назад по ходу движения транспорта. Это делается для того, чтобы рамки в них были размещены не вдоль дороги, а поперек ее и не сдвигались бы при толчках на неровной дороге. Размещенные на автомашине ульи увязывают. С собой берут дымарь, лицевую сетку, молоток и гвозди для того, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств можно было оказать семьям срочную помощь. После прибытия с пчелами на место ульи сгружают с автомашины и расставляют их по заранее замеченным местам. При этом желательно ставить их на подставки или колышки. Открывать летки в ульях нужно только после того, как пчелы успокоятся.
Часто в результате ошибок пчеловода при размещении ульев наблюдается слет летных пчел из одних ульев и значительное усиление в связи с этим других пчелиных семей. Поэтому, открыв летки, нужно несколько затруднить вылет пчел из гнезда. Для этого на прилетные доски кладут ветки или наклонные дощечки. Это заставит пчел произвести облет на новом месте, вследствие чего значительного слета пчел не будет.
Размещать пасеку на пути перелета других пчел нельзя. Это может повлечь за собой слет пчел, сильную драку между ними, а иногда и гибель отдельных пчелиных семей.
Транспорт и перевозка пчелиных семей
Основной вид транспорта для перевозки пчел - автомашина. На ней легко и быстро перебрасывать пасеку на расстояние нескольких десятков километров. Во время быстрой езды ульи хорошо обдуваются ветром, что благоприятствует перевозке пчел в жаркое время. Погрузочная площадка полуторатонной автомашины вмещает четыре ряда одностенных ульев, по 3 улья в ряду, всего 12 ульев, и столько же во втором ярусе. Если ульи перевозят без крыш, то при наличии хорошей дороги можно погрузить и третий ряд ульев, а всего 36 ульев.
В трехтонную автомашину вмещается по 4 одностенных улья в ряду, а всего в пяти рядах вмещается 20 ульев, в два яруса - 40 ульев. Перевозка лошадьми - медленная и требует большой осторожности. На телегу кладут солому или сено, чтобы смягчить толчки и сотрясения ульев. Ульи должны быть прочны и весьма тщательно упакованы, чтобы в дороге пчелы никак не могли вылезать, иначе они могут пожалить лошадей и причинить большие неприятности.
Можно пчел перевозить на лодках и баржах. При перевозке пчел заранее подготовляют кочевую будку, медогонку, запасные корпуса и соты, инвентарь, подставки для ульев и днем отправляют на новое место. Водитель при этом знакомится с дорогой; в необходимых случаях ее подравнивают. На новом месте устанавливают кочевую будку и намечают места для ульев. С наступлением ночи перевозят пчел.
Грузят ульи на автомашины и подводы, как только прекратится лёт пчел. В подготовленных ульях летки забивают планкой, затыкают сеном или прибивают летковые заградители. Пчел, сидящих у летка на прилетной доске, обрызгивают водой, после чего они уходят в улей, или осторожно загоняют их в улей дымом. Если ульи везут без крыши, то надо проследить, чтобы между дном ульев второго яруса и сеткой ульев нижнего яруса было свободное пространство для прохода воздуха. Для этого на нижние ульи кладут рейки и на них уже ставят ульи второго ряда. В прохладную погоду на сетки верхних ульев кладут соломенные маты. Ульи устанавливают на автомашины и хорошо увязывают веревками. Везут осторожно, снижая скорость на ухабах и рытвинах.
При перевозке лошадьми подводы на руках вкатывают на пасеку для погрузки, чтобы случайно оставшиеся вне улья пчелы не пожалили лошадей. Ульи ставят летками в стороны, чтобы в дороге сотрясения приходились больше вдоль рамок. Между ульями закладывают жгуты соломы, чтобы ульи не терлись один о другой, отчего с них сдирается краска, а при ухабах может отскочить неплотно скрепленная часть. При перевозке по плохой дороге полезно ульи на телеге сбить двумя продольными рейками, чтобы они не сдвигались и стояли более устойчиво. После погрузки и увязки ульев, когда все готово, быстро приводят лошадей и увозят телеги с пасеки.
Пчелы сильно беспокоятся и шумят в начале перевозки. Они стремятся найти какие-либо щели в улье или неплотное укрытие, чтобы выскочить наружу. Поэтому, проехав 100-200 м, следует остановиться, проверить, все ли в ульях в порядке, и после этого продолжать путь.
При перевозке пчел лошадьми на далекое расстояние, когда за одну ночь нельзя перевезти ульи, следует утром, перед наступлением жары, остановиться в стороне от дороги — у леса или рощи, лошадей отпрячь и отвести в сторону, а летки ульев открыть (не снимая ульи с подводы). Вечером, после окончания лёта пчел, летки закрывают и едут дальше.
Если в дороге будет обнаружено, что пчелы вылезают через случайно оставленную щель в улье, то немедленно загоняют пчел дымом и щель замазывают глиной. Если пчел окажется много вне ульев, то лошадей быстро отпрягают и отводят в сторону, пока не выяснится, откуда пчелы вылезают, чтобы навести порядок.
Перевозка пчел на автомашине.
Место для временного размещения пасеки
Место для временного размещения пасеки следует выбрать с учетом времени сезона. Весной для лучшего развития семей пасеки следует ставить в солнечные, защищенные от ветра места. Летом в жаркое время лучше ставить пасеки в местах, где не создается большого солнцепека и ульи могут продуваться ветром. По возможности следует ставить их под деревья, дающие негустую тень.
Складные подставки под ульи.
Ульи расставляют на заранее подготовленные места. Удобны складные подставки для ульев, изображенные на рисунке. Подставка состоит из двух досок длиной 60-70 см, имеющих в середине прорези. Они занимают мало места при перевозке, их быстро складывают и расставляют на намеченные места.
Летки необходимо открыть через 15—20 минут после расстановки ульев. Сразу же на ульи кладут верхнее утепление и закрывают их крышами, если последние перевозили отдельно. Ульи следует расставлять по возможности реже и использовать всякие предметы (кустики, деревья), чтобы облегчить пчелам ориентировку во время облета. На новом месте пчелы энергично приступают к работе, если в природе есть взяток. На 2-й день пчеловод проверяет состояние гнезд.
Разборная кочевая будка.
Перевозка пчел на близкие расстояния.
Иногда необходимо перемещать отдельные ульи и целые пасеки на небольшие расстояния — 200—600 м. Летные пчелы в таких случаях возвращаются на прежние места, отчего семьи ослабевают, а это особенно недопустимо, если пчел перевозят для использования взятка и опыления сельскохозяйственных культур. Чтобы не потерять летных пчел, лучше всего отвезти пасеку дней на семь за 4-5 км в сторону. Пчелы за это время отвыкнут от первоначального места стоянки. Затем пчел перевозят обратно и ставят на новое место. Летные пчелы в этом случае останутся в своих ульях. При необходимости перевезти ульи на небольшое расстояние без предварительного отвоза в сторону следует принять меры к уменьшению слета пчел. С этой целью рекомендуют выдержать пчел двое суток в темном прохладном помещении, после чего выставить их на новое место к вечеру.
Летки ульев прикрывают рыхлым сеном или соломой с тем, чтобы пчелы сами сделали в нем проход. Выбравшись из улья, пчелы начнут облетываться и большая их часть останется на новом месте. На старом месте, откуда перенесены ульи, следует поставить несколько новых ульев с 3-4 рамками и маткой в клеточке. Сюда соберутся возвратившиеся на старое место летные пчелы. Все же наиболее целесообразно заранее хорошо спланировать размещение пчелиных семей с тем, чтобы не было необходимости перевозить ульи на близкие расстояния.
Вывоз пчел на взяток и опыление
Хорошая и своевременная подготовка сильных пчелиных семей сама по себе не может обеспечить высокого медосбора, если не будет создана или подобрана для пчел достаточная кормовая база с растениями, обильно выделяющими нектар. При этом число семей, находящихся в радиусе лёта пчел (пчелинопастбищном участке), должно соответствовать медовым ресурсам местности. Надо, чтобы каждой семье пчел была обеспечена возможность высокого медосбора. Кормовой базой для пчел на территории нашей страны служат насекомоопыляемые сельскохозяйственные культуры (гречиха, подсолнечник и др.) а также медоносные растения лесов, лугов, пастбищ, неудобных земель и т. д., создающие значительный, а иногда и основной взяток для пчел. Пчелы, использующие для собирания нектара сельскохозяйственные культуры, одновременно производят и их опыление, а это в свою очередь влечет за собой увеличение количества урожая и улучшение его качества.
При полетах за взятком на расстояние 1 км пчелы приносят половину того груза, который собрали бы при нахождении взятка рядом с пасекой. Полет пчел за 2 км уменьшает принос нектара уже почти на 60%, а за 3 км - на 70%. Следовательно, приближение пчел к источнику взятка значительно увеличивает принос нектара в улей. Поэтому при правильном размещении пасеки на медосборе (с учетом силы взятка) возрастает возможность увеличения медосбора пчелиных семей. Если, например, в радиусе лёта пчел выделяется в цветках за день 200 кг нектара, и его собирает 50 семей, то каждая семья сможет внести в улей по 4 кг. В той же местности, но при пасеке в 100 семей пчел, медосбор составит уже только 2 кг на семью.
Чтобы предоставить пчелам возможность получить наибольшее количество меда, необходимо разместить пчелиные семьи на взятке группами, с учетом местопроизрастания цветущих медоносов, и в наибольшей мере приблизить пчел к основным источникам взятка.
Существует два основных способа размещения крупных пасек для использования медосбора: 1) пчел перевозят весной и размещают небольшими группами на весь сезон для охвата большей земельной территории с медоносными растениями и 2) пчел перевозят несколько раз для сбора нектара с растений, цветущих в разные сроки и произрастающих на разных земельных угодьях. Каждый из этих видов использования взятка имеет свои особенности. Размещение пасек для большего охвата земельной территории.
Применяется в тех случаях, когда медоносная растительность более или менее равномерно распределена на всей территории. Такие условия имеются, например, в местностях с большими площадями лугов, перелесков, пастбищ, в степи, в горах. Крупные колхозные пасеки в условиях такого взятка для лучшего ухода и охраны содержатся осенью и зимой на центральной усадьбе, где выстроен зимовник, имеются мастерские, навесы для инвентаря, склады для суши и т. д. Ранней же весной пчел развозят небольшими группами на специально подобранные места с целью охвата большей территории медоносных растений и приближения пчел к источникам взятка. Места для отделений пасеки ежегодно могут меняться в связи с результатами медосбора, полученного за прошлый год, и размещением посевов медоносных сельскохозяйственных культур.
Существует два основных способа обслуживания отделений пасеки, развезенных на летние места: централизованный и децентрализованный. Централизованное обслуживание заключается в том, что на пасеках оставляют лишь сторожей, уход же за пчелами осуществляют бригады в составе пчеловода, его помощника и рабочего. Бригада периодически приезжает на отделение пасеки, имея с собой все, что понадобится при работе, - надставки, рамки с искусственной вощиной, вставные доски, утепление, медогонку и т. д. Бригада осматривает пчелиные семьи и выполняет все необходимые очередные работы. Закончив работу на одном отделении пасеки, бригада отправляется на следующее отделение и т. д. Метод ухода за пчелами при централизованном обслуживании подбирают такой, чтобы все текущие работы можно было выполнять за один раз с посещением пасек через 5-8 дней. Децентрализованное обслуживание отделений пасеки заключается в том, что к каждому отделению пасеки или двум рядом расположенным отделениям прикрепляется один пчеловод с помощником, которые живут на пасеке и выполняют все очередные работы. В этом случае на одно место (или два рядом расположенные) перевозят достаточное число пчелиных семей, чтобы иметь полную нагрузку для пчеловода с помощником. Каждое отделение пасеки имеет у себя разборную будку для жилья и все необходимое оборудование для работы с пчелами, откачки меда и т. д.
Перевозка пасеки на новое место
Это более распространенный вид использования взятка. Он основан на том, что большие площади медоносных растений, цветущих в разные сроки, находятся на разных пчелопастбищных участках, или же растения одного и того же вида в низинах зацветают раньше, а на возвышенностях позже, на южных склонах гор раньше, чем на северных. Во всех этих случаях пчел перевозят среди лета по нескольку раз. Особенно сильно распространена перевозка пчел на юге, где более длинный сезон растягивает сроки цветения медоносных растений. Так, например, передовые пчеловоды Краснодарского края, находясь с пасекой с весны в станице, используют взяток с фруктовых деревьев и белой акации.
Затем пчел перевозят из станиц на поля для использования подсолнечника. Третья перевозка — в плавни рек и лиманы, где разлившаяся вода задерживает развитие растений с весны, и они начинают цвести позднее. Осенью пчел возвращают на основную усадьбу. На Украине пчелы с весны используют нектар в садах и одновременно опыляют плодовые деревья и ягодники. Затем пчел перевозят на поля эспарцета, дающего хороший ранний взяток. После эспарцета пчел перевозят на подсолнечник (в степных местностях) или на гречиху (в лесостепи). В центральной полосе России пчел перевозят в липовые леса или на луга с белым клевером, иногда на заросли кипрея и других лесных медоносов, после чего перевозят пчел на посевы гречихи. В ряде местностей возможен вывоз пчел на заросли желтой акации.
Имеет свои особенности использование разных сроков цветения растений одного и того же вида в горных местностях. В Грузии, Армении, Азербайджане пасеки зимуют в теплых долинах, где их используют с весны для опыления яблони, груши, мандаринов, апельсинов и других культур. Затем пасеки перевозят к подножьям гор, где цветут степные медоносы. По мере отцветания последних пчел перевозят выше в горы, где развитие растений начинается позднее и цветение происходит в то время, когда внизу вся травянистая растительность выжигается солнцем.
Период цветения липы также значительно изменяется в горных местностях. Сначала зацветают растения внизу, позднее - на более возвышенных местах; раньше они цветут на южных склонах, позднее — на северных. Перевозка пчел на сопки в липовые леса Дальнего Востока позволяет удлинить обильный взяток с липы до 30—35 дней. При составлении плана перевозок пчел на массивы естественно растущих медоносов необходимо разведать, где находятся такие массивы, и определить их возможную продуктивность.
В Краснодарском крае пчеловоды в неясных случаях практикуют разведку величины взятка с помощью контрольного улья. Ночью перевозят 1-2 семьи пчел и весы на новое, намеченное для пасеки, место и дают возможность пчелам весь день работать на взятке. Вечером ульи взвешивают и определяют привес улья, сравнивают его с привесом контрольного улья на старом месте стоянки пасеки и решают, стоит ли перевозить пасеку на новое место, или оставить ее на старом месте. Пчеловоды проводят предварительную разведку местности следующим образом. Выбирает 2-3 пункта и на каждый из них вывозит по 5-6 семей пчел и весы для их взвешивания. В тот пункт, где привес контрольного улья окажется наибольшим, - быстро перевозит пасеку.
Скрепление рамок и подготовка сотов для перевозки
Каждую пчелиную семью в улье любой конструкции можно успешно перевезти, если ее правильно подготовить к перевозке — скрепить рамки, соединить съемные части улья и усилить вентиляцию.
Прежде всего при перевозках пчел в жару необходимо принять меры против возможного обрыва сотов. Наименее прочны и в первую очередь могут оборваться свежеотстроенные соты с большим количеством меда. Такие соты надо откачать на медогонке или заменить рамками с прочной сушью. Свежеотстроенные соты с большим количеством печатного расплода также лучше отобрать и дать в семьи, которые остаются на месте, или укрепить 3-4 планками, прибив их вертикально к верхнему и нижнему брускам рамки. Если в ульях пчелы занимают не весь корпус, следует дополнить его рамками с прочными сотами. Это уменьшает скученность пчел на гнездовых сотах и предупреждает чрезмерное повышение температуры в улье.
Пчеловоды Краснодарского края, перевозя пчел в жару, вынимают из середины гнезда сильных семей по три рамки (а в средних семьях по две рамки) и стряхивают с них пчел. Вместо отобранных рамок в середину гнезда ставят столько же рамок с сушью. При такой подготовке гнезда расплод разделяется на две части, что препятствует концентрации тепла и чрезмерному поднятию температуры в середине гнезда. На вынутых рамках пишут номер семьи и ставят в пустой улей. Набрав полный улей таких рамок, из них формируют новые семьи путем налета пчел от сильных семей и в таком виде перевозят. После перевозки рамки раздают старым семьям, а пчел присоединяют к соседней, рядом стоящей семье пчел.
При перевозке рамки не должны шататься в улье. Устойчивость рамок достигается скреплением их с помощью разделителей. Если рамки имеют постоянные разделители, то их плотно сдвигают к одной из стенок улья, а между последней рамкой и стенкой улья вставляют пару клинышков или плотно входящих реек. Можно крайнюю рамку прибить гвоздями к стенкам улья.
Рамки, не имеющие постоянных разделителей, скрепляют при помощи очень удобных съемных разделителей. Изготовляют их из брусочков 14—16 мм толщины, 20 мм ширины и 200 мм длины. Такие брусочки вставляют по два в каждую улочку, ближе к боковым брускам, плотно прижимая к ним рамки. Чтобы разделители плотнее держались в верхней части сотов и не падали на дно улья, вбивают сверху в боковую грань каждого из них маленький гвоздик, которым он упирается в верхнюю планку рамки. Ещё более удобно прибить к разделителю сверху одним гвоздем небольшую железную пластинку (25 X 12 мм), с помощью которой он поддерживается на верхних брусках рамок. От толщины разделительных брусочков зависит ширина улочек. Для успешной перевозки пчел в жаркую погоду очень важно иметь в гнезде широкие улочки - 14-16 мм, при которых улучшается вентиляция гнезда.
Чтобы рамки при толчках не выскакивали кверху, на них прибивают (или вставляют в специально сделанные пазы) две планки длиной 450 мм, шириной 20 мм, толщиной 10 мм. При температуре 8° и ниже пчел можно перевозить без всякой дополнительной вентиляции. При перевозке же сильных семей с большим количеством расплода в жаркое время необходимо усилить вентиляцию С целью предупреждения обрывов сотов и «запаривания» пчел, приводящего семью к гибели. Запаривание пчел наблюдается в жаркую погоду при наличии закрытых летков в ульях и может произойти не только во время перевозки пчел, но и на пасеке в жаркую погоду, если в сильной семье во время взятка закрыть леток. При запаривании пчелы делаются мокрыми (откуда произошло и название этого явления), падают на дно улья и погибают. Сильная семья может полностью погибнуть за 2-3 часа.
Долгое время причиной запаривания пчел считали недостаток свежего воздуха. Однако этому противоречили многие факты. Пчел, например, иногда благополучно перевозят с вовсе закрытыми летками, без всякой дополнительной вентиляции. Известно, что дуплянки на Украине перевозились с наглухо закрытыми и замазанными глиной отверстиями. По железной дороге пчелы, например, лучше переносят перевозку в глухих фанерных ящиках без всякой дополнительной вентиляции, чем в сетчатых ящиках. Все эти факты говорят о том, что причиной запаривания пчел не может служить только недостаточная вентиляция гнезда во время перевозки.
Опыты, проведенные в Институте пчеловодства, показали, что пчелы, запертые в улье при высокой температуре, легче переносят недостаток кислорода и избыток углекислого газа, если питаются густым медом. В опытах при содержании пчел на жидком корме, уже через час, в условиях резкого недостатка кислорода, пчелы становились мокрыми и вскоре после этого погибали. У пчел, питавшихся густым кормом, в тех же условиях запаривания не наблюдали.
Следовательно, если пчел перевозят во время взятка, когда в ульях имеется много напрыска свежего нектара, то при недостаточной вентиляции происходит запаривание пчел. В тех же условиях, но при наличии в ульях только густого и печатного меда, перевозка проходит благополучно.
Пчелы, запертые в улье, при стремлении вылететь приходят в сильное возбуждение. Для пополнения быстро расходуемой энергии они набрасываются на мед, наполняя им медовые зобики. Если при этом они поедают густой мед, то быстро реализуют (сжигают) его без всякого вреда для себя. Если же мед жидкий (напрыск), то в теле пчел накопляется излишняя вода. Обычно она удаляется из тела пчелы в виде водяных паров через дыхательную систему, а из улья — при его вентиляции. Но если вентиляция улья окажется недостаточной и удаление водяных паров из улья будет затруднено, то воздух скоро окажется насыщенным водяными парами и испарение воды трахейной системой прекратится, что и приводит к запариванию.
Следовательно, при перевозке пчел в жаркую погоду, когда в ульях есть свежий нектар, необходимо создавать для пчел усиленную дополнительную вентиляцию. Если же пчел перевозят в безвзяточное время, когда они питаются густым медом, опасаться запаривания нечего, и пчел можно везти или вовсе без дополнительной вентиляции (в прохладную погоду), или с небольшой вентиляцией через верх улья.
Рама с металлической сеткой, набиваемая на улей для усиления вентиляции гнезда на время перевозки.
Металлическую сетку прибивают на верх гнездового корпуса улья с помощью реек для усиления вентиляции гнезда.
Чаще всего усиление вентиляции достигается путем помещения сверху гнездового корпуса деревянной рамы с металлической решеткой (отверстия решетки не должны превышать 3 мм). Раму делают из брусьев шириной 30-40 мм такого размера, чтобы, будучи положенной сверху на гнездовой корпус, она оказалась заподлицо с наружными стенками улья. Раму можно заменить мешковиной или сеткой, которую кладут на гнездо сверху и прибивают планками со всех четырех сторон к стенкам улья.
Перевозка пчел в жаркую погоду
При перевозке пчел в жаркую погоду для улучшения вентиляции создают в улье над гнездом свободное пространство, в котором во время перевозки собираются пчелы. Удаление излишка пчел с гнездовых сотов благоприятно влияет на перевозку пчел, уменьшая теплообразование внутри гнезда с расплодом.
Свободное пространство над рамками создается двумя способами.
1. На гнездовой корпус помещают подкрышник или магазин (без рамок). На подкрышник или магазин набивают металлическую сетку и устанавливают плотно на улей, скрепляя с ним.
2. Свободное пространство сверху гнезда устраивают в крыше, плотно надеваемой на улей. При этом не требуется изготовлять какие-либо дополнительные съемные части к улью.
Ульи с плотно надевающимися крышками, внутрь которых пчелы выкучиваются во время перевозки, широко распространены на колхозных пасеках Краснодарского края. Там устраивают плоские крыши или крыши с небольшим наклоном назад. В передней и задней стенках фронтонов крыши делают пропилы шириной 3 мм для вентиляции или несколько круглых отверстий, затянутых с внутренней стороны частой металлической сеткой.
Готовясь к перевозке, с улья снимают утепление, потолок, закрепляют рамки и надевают плотно крышу, которую скрепляют с корпусом. Под влиянием толчков и сотрясений при перевозке пчелы выходят из гнезда в пространство под крышей, где и сидят, привившись небольшими кучками.
Леток во время перевозки пчел надо наглухо закрывать деревянными планками (можно заткнуть мхом, сеном). Зарешечивание металлической сеткой недопустимо. Пчелы привыкли на месте летка иметь выход из улья. Свет выманивает их к вылету, в поисках выхода пчелы бьются у решетки, закрывая отверстие своими телами, и приходят в большое возбуждение.
Существуют ульи-лежаки с вентиляцией в одной из боковых стенок, где выпиливается отверстие, закрываемое втулкой. На время перевозки втулку вынимают и в отверстие вставляют раму с густой металлической сеткой.
Учитывая, что свет оказывает возбуждающее действие на пчел, предлагали так называемую темную вентиляцию, т. е. вентиляцию, при которой воздух пропускается через коридоры, соединенные под углами так, что свет не может проникать в улей. При такой вентиляции ульи можно перевозить и днем. Однако в настоящее время, когда на дальние расстояния перевозят пчел автомашинами, надобность усложнять улей устройством темной вентиляции отпала. Автомашиной можно за 4—6 часов перевезти пасеку на расстояние 80—150 км, и, следовательно, достаточно одной ночи даже для дальней перевозки пчел.
Скрепление частей улья
Дно, корпус и крыша должны во время перевозки составлять одно целое. В ульях, не приспособленных к перевозкам, обычно ограничиваются простым прибиванием дна к корпусу улья, а сверху помещением рамы с сеткой или мешковины. Крыши ульев при этом везут отдельно и ставят на ульи по прибытии на место.
Рамки в ульях, специально приспособленных к перевозкам, обычно делают с утолщенными боковыми планками или постоянными разделителями, что избавляет от необходимости перед каждой перевозкой вставлять, а затем вынимать разделители. Дно, корпус и крыша имеют одинаковые внешние размеры, без каких-либо выступающих планок, что дает возможность более компактно размещать ульи на автомашине. Пчел перевозят с крышами, внутри которых создают пространство для излишка пчел и лучшей вентиляции. В передней и задней стенках крыши устраивают зарешеченные вентиляционные отверстия.
Хомут для скрепления отдельных частей улья при перевозке.
Двустенный улей, подготовленный к перевозке.
На время перевозки ульи скрепляют следующим образом: поперек крыши прибивают плоскую железную полоску, выступающую на 2 см за края крыши. Такая же плоская полоска укрепляется и на нижней стороне дна, выступая с обеих сторон. Во всех выступах просверлены круглые отверстия. Готовясь к перевозке, через нижнее и верхнее отверстия с боковых сторон улья пропускают железный стержень. На нижнем конце стержня имеется утолщение или петля для закрепления конца стержня; на противоположном, верхнем конце стержня делается винтовая нарезка. Пропустив стержень через отверстие в выступах дна и крыши, привинчивают его сверху гайкой. Два таких стержня надежно скрепляют улей. На пасеке колхоза имени Ворошилова Краснодарского района и края применяется стержень, состоящий из двух половинок: нижней - с крючком вверху и утолщением снизу и верхней - с петлей для крючка снизу и нарезкой для гайки сверху. Такое скрепление ульев значительно удобнее.
Чтобы раскрыть улей, достаточно только ослабить несколько гайку с тем, чтобы иметь возможность отцепить крючок. Прут и гайку при этом снимать с улья не требуется; наличие их на улье не затрудняет работы с пчелами. При желании скрепить улей все части находятся налицо при улье и вся работа сводится лишь к тому, чтобы зацепить крючком за кольцо и подвинтить гайку.
Уход за пчелами во время взятка
Сильная пчелиная семья отличается тремя особенностями: 1) она воспитывает сильных полноценных пчел, 2) выделяет для работы на взятке большое количество пчел и 3) в ней меньше пчел загружается работами по выращиванию расплода во время взятка. Все это является исторически выработавшимся полезным признаком, который увеличивает преимущества сильных семей в накоплении медовых запасов. Для использования взятка нужны не только летные пчелы, собирающие и приносящие нектар с поля, но и молодые (ульевые) пчелы, которые принимают нектар, перерабатывают его в мед.
Величина тела пчелы, ее сила, развитость мускулатуры, крыльев и т. д. определяют нагрузку, с которой пчела прилетает в улей. Тяжелые, хорошо развитые пчелы приносят больше нектара за один полет, чем пчелы мелкие, легкие по весу. Ясно, что от качества пчел должен зависеть и общий медосбор пчелиных семей. Малые семьи дают низкую продуктивность медом не только из-за малого числа пчел в семье, но и в результате того, что они выводят менее сильных пчел, приносящих за один прилет меньше нектара. Только обильное кормление и создание других условий, которых требует пчела для своего развития, может обеспечить вывод полноценных, высокопродуктивных пчел.